В моей коллекции есть ряд работ Алекса́ндр Порфи́рьевич Архи́пенко (1887-1964) родился в Киеве, Российской империи и умер в США, Нью-Йорке. Один из мощнейших представителей кубизма в скульптуре, мастер мирового уровня, его имя в некоторых работах можно смело ставить впереди Пикассо, Джакометти, Матисса, Меюоли и других гениев искусства.
Как художник, скульптор, Архипенко сделал много открытий, он первым ввел некоторые инновации обогнавшие своё время больше чем на четверть века, но об этом постараюсь рассказать в другой раз. Пожалуй, главной скульптурной находкой художника стало использование сквозных отверстий, или просто контрформы. Архипенко начал заменять объемные части в скульптурных произведениях, такие как голова или торс, пустотами, что впоследствии стало его уникальным, фирменным стилем.
«Традиционно считалось, что скульптура начинается там, где материал соприкасается с пространством. Таким образом, пространство понималось как своего рода рамка вокруг массы. Игнорируя эту традицию, я экспериментировал, используя обратную идею, и пришел к выводу, что скульптура может начинаться там, где пространство окружено материалом», — писал Архипенко.
Главной скульптурной находкой художника стало использование сквозных отверстий. Архипенко понимал несуществующую форму не как пустоту, а как символ недостающей формы, которая не может материализоваться, но остается в памяти. По словам самого скульптора, его открытие уходит корнями в детство. Однажды, когда родители Александра купили две идентичные вазы и, принеся домой, поставили их рядом, он заметил между ними третью — нематериальную — вазу, состоявшая из пустого пространства. Этот образ и натолкнул его на размышление и эксперимент с отверстиями это действие и есть контрформа
Богатство наследия скульптора во множестве произведений, он при жизни сотворил множество прекрасных произведений из разных материалов, дерево, мрамор, песчаник, гипс, метал, пластик, бронза. Его творения приобретали цвет и в этом он шел дальше многих своих современников создавая «скульптурную живопись»
Мне хочется описать все его произведения из моей коллекции в отдельности.
Пожалуй я начну с самой сложной и одновременно прекрасной скульптуры.
Всю жизнь Александра Порфирьевич интересовало женское тело и его форма, в ней он видел совершенство образа.
Расскажу о бронзовой скульптуре «Королеве», это повествование не простое, так как скульптор сделал множество разных версий королевы, эта статуя относится к 1934г. отливки и уникальному зеленому патенироварию.
В начале необходимо немного поговорить о различении в титулах Королева и Царица.