В последний день уходящий осени этого 2022 года, когда морозный воздух обжигает дыхание и провоцирует сердечный спазм.
Разговор о красоте…
Искусство это удивительная область человеческой культуры и всего бытия, ведь с самого примитивного уровня искусство через разные этапы цивилизационного развития пришло в настоящее… и именно сейчас примитивизм и знаковое указание на смысл будоражит человека и заставляет предавать этому цену и самоценность…
Понятие прекрасного несет что-то неопределенное и нет в этом конкретного. Мы называем красивым то-что нам приятно наблюдать глазом и это созерцание приносит нам удовольствие. И наоборот происходит наблюдаемое нами что-то что вызывает чувство отвращения иногда до физического отвержения…
Так что же красиво и что вкладывает автор- художник, скульптор в своё творение, он ожидает от зрителя чувства возвышенного и прекрасного, когда зритель скажет это красиво и прекрасно.
Настолько много противоречий в этом и столько неопределенности и порой прямого вызова глубине эстетического чувства.
В этот момент понимаешь, что контекст есть одно из определяющих в восприятие красивого и что цивилизация считает искусством и говорить об этом в языке прекрасного и красивого.
Одновременно с суждением об искусстве могу сказать, что само состояние повседневности приобрело возвышенный характер где красивое и прекрасное окружает нас и это тоже искусство много плана, искусство повседневности в части бытового и промышленного дизайна…

В моей коллекции есть ряд работ Алекса́ндр Порфи́рьевич Архи́пенко (1887-1964) родился в Киеве, Российской империи и умер в США, Нью-Йорке. Один из мощнейших представителей кубизма в скульптуре, мастер мирового уровня, его имя в некоторых работах можно смело ставить впереди Пикассо, Джакометти, Матисса, Меюоли и других гениев искусства.
Как художник, скульптор, Архипенко сделал много открытий, он первым ввел некоторые инновации обогнавшие своё время больше чем на четверть века, но об этом постараюсь рассказать в другой раз. Пожалуй, главной скульптурной находкой художника стало использование сквозных отверстий, или просто контрформы. Архипенко начал заменять объемные части в скульптурных произведениях, такие как голова или торс, пустотами, что впоследствии стало его уникальным, фирменным стилем.
«Традиционно считалось, что скульптура начинается там, где материал соприкасается с пространством. Таким образом, пространство понималось как своего рода рамка вокруг массы. Игнорируя эту традицию, я экспериментировал, используя обратную идею, и пришел к выводу, что скульптура может начинаться там, где пространство окружено материалом», — писал Архипенко.
Главной скульптурной находкой художника стало использование сквозных отверстий. Архипенко понимал несуществующую форму не как пустоту, а как символ недостающей формы, которая не может материализоваться, но остается в памяти. По словам самого скульптора, его открытие уходит корнями в детство. Однажды, когда родители Александра купили две идентичные вазы и, принеся домой, поставили их рядом, он заметил между ними третью — нематериальную — вазу, состоявшая из пустого пространства. Этот образ и натолкнул его на размышление и эксперимент с отверстиями это действие и есть контрформа
Богатство наследия скульптора во множестве произведений, он при жизни сотворил множество прекрасных произведений из разных материалов, дерево, мрамор, песчаник, гипс, метал, пластик, бронза. Его творения приобретали цвет и в этом он шел дальше многих своих современников создавая «скульптурную живопись»
Мне хочется описать все его произведения из моей коллекции в отдельности.
Пожалуй я начну с самой сложной и одновременно прекрасной скульптуры.
Всю жизнь Александра Порфирьевич интересовало женское тело и его форма, в ней он видел совершенство образа.
Расскажу о бронзовой скульптуре «Королеве», это повествование не простое, так как скульптор сделал множество разных версий королевы, эта статуя относится к 1934г. отливки и уникальному зеленому патенироварию.
В начале необходимо немного поговорить о различении в титулах Королева и Царица.
Для меня имеет значение как именно называется эта скульптура, а точнее линия художника, ведь у него есть работа «Царица Савская» важное в этом не только форма выражения этих образов но и их внутренний смысл в именах. Королева титул присвоенный свободному человеку кем-то высшим, императором или народом и происхождение этого титула в сакральной линии идет от земли. И напротив титул Царицы и вообще царей имеет божественное происхождение и даруется всевышнем. Так на Руси не было королей и вся власть имела божественное помазание и именовалось царями, тем самым подчеркивая не только наивысшее достоинство, но и сакральность своего происхождения.
В этом различении мы видим и образ этой скульптуры, «Королевы» одна из первых ассоциаций какая приходит нам при взгляде на неё это вид королевской кобры, именно этот вид капюшона и изгибов подчеркивает весь силуэт, тем самым отсылает нас к земному происхождению.
Вмести с этим сама скульптура настолько изящна и красива, в особенности в своих контр формах, что захватывает дух и вводит в мир оптической иллюзии. Так наблюдая вид сбоку мы видим вполне наполненную верхнюю часть скульптуры и она создает полный каплевидный объем, но стоит нам перевести взгляд в анфас скульптуры, как перед нами открывается совершенно иное пространство и глубина, как бы втягивающая нас внутрь скульптуры. Струящиеся влажные линии торса внутри подчеркивают утонченную женственность и благородство, как бы аскезу по отношению ко всему земному.
Возвращая свой взор в профиль скульптуры мы можем видеть наклон и небольшой её изгиб создавая иллюзию восприятия сопротивления ветру задувающему с силой в спину, и скручивающему силуэт и всю королевскую мантию превращая её в вид плаща обволакивающего фигуру королевы.
Это выразительное изображение отсылает нас не только во внутреннюю стихию души скульптуры, но посещает в единое пространство восприятия окружающего её мира. Так очень простыми и в тоже самое время безумно сложными приемами, автор задаёт сильнейшую жизненную динамику в этой скульптуре.
Вот она красота здесь и сейчас в застывшем мгновении самого бытия, с множеством внутреннего смысла ускользающего от профаного взгляда и открывающегося взгляду жаждущего познать мир, отдавая себя всему и не обладая ничем, но имея саму глубину со-причастности всему…
Ценю саму возможность простого разговора, порой молчаливого монолога, стремящегося слышать что-то о возвышенном и прекрасном где всё прах и только нетленность вечной души в неописуемой вере есть красота основаная на вере в Б-жественно прекрасное…

Made on
Tilda