Ю.В. Жигалов
Пейзаж и его точность настроения в том числе как лежит краска в мазке, создавая динамичное восприятия рождая чувство подлинности ветра и свежести дыхания воздуха…
В последнее время увлекся скульптурой, и теми формами которые дают совершенно иное восприятие пространства, где цвет есть лишь элемент подчеркивающий то или иное пространственное решение, создающий совершенно уникальное восприятие стиля и главное мира этой скульптуры в то же самое время сама скульптура преображает пространство вокруг себя, занимая в нем место во многих плоскостях, претендуя на захват или остановку времени в пространстве, споря в этом с холстом…
Но что же пейзаж, в отличии от скульптуры это мир «не объемных вещей» занимающих иное пространство, пейзаж это природа в своей подлинности и предъявленности формы мазка и игры цвета и света, где сама динамика жизни идет не только от сюжета, но и от силы кисти… но парадокс моих чувств в том, что так называемая современная живопись начинает мне нравиться в своей непонятной пока для меня силе и конкурировать с силой пейзажа Поленова, Шишкина, Куинджи, Жигалова, Петрова, Ротача, Колесникова и других…
Вопрос сияния цвета как истинного света, передача фактуры деревьев травы, плотности и ли разряженности воздуха, даже запаха и силы ветра, вдруг становятся чем-то иным для меня, где важна не точность живописи и не столько живописного приёма близкому к импрессионизму…
Ранее смотря на пейзаж мог видеть как мазок становиться парусником или сильно согнувшимся деревом с солнечной стороны и тенью для полотна, то сейчас я всё это продолжаю видеть и одновременно мне хочется чего-то такого, что поражает меня не только вопросом как это сделано, почему я не сразу могу это понять и рассмотреть, но и тем, а что это, что это за природа, она ведь живая, не только мастерством художника и силой моего взгляда как зрителя, так как у меня самое лучшее место пред этим пейзажем, но и та загадка самой сути, с ответом на вопрос в чем вечный смысл этого. Достигли художник не только ремесленного выражения, но и смог ли он отразить всю глубину бытия…
Так вот, «Свежий ветер на Оке» это места Поленова, это мои родовые места там в этих районах почти шестьсот лет в Пахомово, на Серебренных прудах, в Серпухове, и других пределах Московского княжества жил мой род, полотно несет энергию ветра, места, реки, неба и всей полноты природы, питая меня, давая заряд энергии и силы… хочется слышать и чувствовать шелест листвы травы и ощущать силу ветра… эти чувства могут родиться только тогда, когда произойдет отличение от знания, что этот пейзаж есть холст, масло, олива, пигмент в виде толченого камня разного цвета, что это не то что есть нанесенное на материю, а это есть именно то-что видишь чувствуешь, ощущаешь самой душой…
Но во всём этом внутри меня желание и тяга к загадки, интриги смысла, к тому что современных холст может скрывать и хранить в своих недрах смысла и контекста…
Что это- иное восприятие красоты, понимание, того, что красота сама по себе пуста и в ней нет содержания жизни… куда я иду с таким ощущением?… >
Так вот, пейзаж для меня это сама жизнь в своей непосредственности и полноте, где общее и частное в равной степени главенствуют, пейзаж это сопричастность природе ворвавшейся в пространство жилища, это окно туда где жизнь готовая тебя принять не только как зрителя, но и силой единственного мазка со-творца поместить тебя в предвестие вечности искусства, где можно стать частью картины обретя себя лишь в мгновении ока…
Счастлив, что смог найти несколько слов в своем размышлении в вопросе в чем сила и подлинность в пейзаже, мастер передает эту все утверждающую искусственную природу как саму истину во вневременной форме, где зритель обретает вечность и энергию дарованную второй природой искусственного воображаемого как истинного пейзажа…
Снова прочел текст, подумал в нём нет силы, силы вдохновения, где дух и вызов берет верх над правильностью, где ответ не очевиден, а скрыт за тонкостью намека…
Именно этот пронзающий вызов хочется увидеть не только на сопоставлении живописи и скульптуры, современной и классической, а хотеться увидеть поразительную деталь в каком-то элементе с одной стороны банальном, но в то же самое время кричащем вот я новое иное в чувственном мире холста, а точнее впечатления от него…
Почему-то опрокинул свой взор в первозданность момента дикости и силы природы и на его фоне вызова самой жизни, в гостиной стоит скульптура на фоне пейзажа и так совпала что сила ветра и динамика с холста входит на фигуру охотника и придаёт иное восприятие происходящему…
Но в чем же пронзительность духа, в не покорствовать природы, её необузданной силе или в чем-то ином, где изменения вечны и совсем не прекращаются где каждый элемент не похож на другой и только глаз человека выводит закономерность форм и пропорций…
На одной стене в гостиной висит пять картин, все различного размера и сюжета, но объединены несколькими вещами прежде всего принадлежат кисти одного художника и конечно они все объединены разностью настроения но всё оно возвышенное и откликающиеся в моей душе… Даль небес с облаками Подмосковья, песок Куршской косы, дорога Абхазии, черепичные крыши болгарских домов… сила этих окон в иной мир в том, что в мгновение взгляда лучи отраженного света с настроением проникают в душу, рождая общее впечатление радости бытия или точнее со-бытия сопричастного переживания прекрасного и волнительного…
Каждый из моментов повторяет чувства настолько сложные и не всегда подающиеся прямому описанию от пребывания в интерьере и коллекции одновременно…
Так в чем же «великий» смысл этого, в простой вещи, что циклы жизни множества произведений Искуства куда больше чем наш человеческий век, и самое интересное они остаются окнами в иной мир, где иная реальность живет по своим законам игра, форм, света, цвета и самой жизни проходит как вечная игра между вещью имеющей смысл в себе как вечного знака и меня как зрителя, человека играющего с чувством самой жизни приближающим нас в этом к вечности…
P.S. Самолет именно то место, где в перелете, я могу без отвлечений подумать и немного рефлексивно, что-то написать. Так было и в этот раз, я писал этот текст в кратком перелете из Москвы в Питер и потом дописывал в перелете в Уфу. Размышляя о простых вещах, ищу в них известное, но в то же время оставаясь очень открытым к рождению и восприятию чего-то нового совершено неизвестного, но ожидаемого как осознаное в вечном познании и исследовании…
Хотя, всё самое лучшее случается неожиданно и именно этим не проявленным как бы