Начну с «Фюзис» (др.-греч. φύσις; лат. Physis) от гл. «фио» – рождение, появление, произрастание. Для Аристотеля природа в широком смысле есть становление, бытие или сущность тех вещей, которые существуют и как таковые содержат внутри себя источник движения. Природа у греков – нечто абсолютно целостное, единство формы и движения. «Технэ» (греч. τέχνη, tékhnē, "ремесло, искусство"; древнегреческий: [tékʰnɛː], новогреческий: [ˈtexni] (слушать)) – искусство – знание и способность, направленные на мастерское производство чего-либо. Имело место такое положение вещей, при котором невозможно было чтобы технэ стремилась сама себя утверждать. Разница в том, что у техне начало в ином, у фюзиса начало в себе. Процессы в технике не происходят в силу собственных внутренних факторов, но инициируются человеком силой его духа и в чем-то животворящей души. Именно «фюзис» - существо должен двигать «технэ». Аристотель говорит, что искусство подражает природе, потому что искусство, “технэ”, делает то, что делает “фюзис”, иными словами, оно движется в направлении цели. Именно это самобытийствование вещи как иного и как бы живого имеет ценность в самом себе.
Прежде всего я хочу представить «фюзис» - Анри Матисса, его считают одним из величайших художников мира всех времен. Его работы хранятся в лучших музеях планеты. Матисс родился 31 декабря 1869 года и умер 3 ноября 1954 года. Его полное имя — Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri Émile Benoît Matisse). В основном он известен как художник, хотя он также был скульптором, делал гравюры и литографии и весьма любил вырезать ножницами. Матисс внёс свой вклад развитие новой скульптуры и живописи вместе с Пабло Пикассо его как «Фюзис» описал в заметке с «Маленькой фигуркой».
Мне очень повезло и Б-жественное провидение позволило мне приобрести один из прекрасных экземпляров зскульптурной техники мастера Матисса.
Скульптура L'écorché, d'après Puget (после 1903 г., бронза, индивидуальное патинирование и черный мрамор, В 22,8 х Ш 14,8 х Г 12,1 см)
Обнаженный мужчина сидит на прямоугольном камне с шероховатой передней частью. Его правая нога, лишенная ступни, вытянута вперед, а левая согнута так, что колено находится на земле. Его голова повернута влево, а туловище повернуто и наклонено вперед так, что правый локоть упирается в правое бедро, а левый согнут в локте и поднят так, чтобы рука была на уровне груди. Техника исполнения очень схожа с Джакометти, они страстно искали форму и не могли понять как оживить эту форму наполнить её живой самовоспроизводящийся энергией. Уже в этой работе виден новаторский подход Матисса к форме: вместо того чтобы достоверно копировать облик человека, в это время он уже видел Роденовского «Мыслителя», он концентрируется на мощи, тяжести и одновременной нечеловеческой энергии тела, создав более экспрессивную версию этой сцены.
Оригинальная модель была сотворена Матиссом в 1903 году; как мне известно существует три или пять отливок этой скульптуры, одна из них хранится в Музей Фицуильяма
Кембриджа, она была завещано Хамфри Уайтбридом, 2001 году.
Находящаяся у меня бронза имеет уникальную патину, была отлита в неизвестное время с вероятностью в период конец 1903 и середины 1905г.. Она отлита в литейной мастерской братьев К. и А. Валсуани. Она с 1905 г. находилась в Париже, на ул. Планте, 74; мастерская весьма знаменита в том числе она одна из первых стала работать в технике «cire perdue». В первые десятилетия XX в. услугами пользовались П. Трубецкой, П. Пикассо, П. Гоген, А. Матисс и другие известные мастера.
Почему скульптура? Работая со скульптурой, Матисс, по его словам, «отдыхал» от живописи, - как я его понимаю. Находясь в музее особенно в залах импрессионистов или любуясь некоторыми холстами в своей коллекции я устаю, у меня происходит перенасыщение цветом и энергией иногда до состояния, что меня чуть ли не мутит от всего увиденного и воспринятого. Вот в скульптуре Матисс решает проблему цвета радикально, он переходил в параллельное измерение формы, она была иной по отношению проблемы цвета которая стояла перед современными художниками. В тоже самое время скульптура не только позволяла искать форму, но и думать в ином измерении о пространстве как композиции форм. В работе со скульптурой многое говорит его метод: Матисс периодически надевал на глаза повязку, чтобы воспринимать скульптуру исключительно руками.