"ИДОЛ"...

На ночь глядя в половине луны…

Вечер, ночь или почти за полночь, смотря в каком часовом поясе, между сложными рабочими разговорами, обсуждением презентации для наших «заказчиков/партнеров» хочу поговорить перед сном о простых вещах…

Да, на этот разговор натолкнули реплики в курилки и новостные ленты…

Один из моих учителей говорил, когда видишь знак или символ не понимаешь его контекст, то для тебя он ничем не отличим от других вещей не познанных тобой в этом мире. Где смыслы жизни каковы контексты и из чего состоит тот стиль жизни который как шлейф тянется по жизни со мной и на кого я рассчитываю как целевую аудиторию и как партнеров с кем идти по жизни и расколдовывать мир творить всё делая с воодушевлением и радостью, как ребенок играя познавая мир и одновременно его творя…

Именно в этом контексте я решил рассказать об еще одном предмете моей коллекции, где контекст является основанием к восприятию предмета ставшего искусством и имеющего автора-творца, ценность и цену…

Как-то у одного из европейцев я приобретал бронзовую статуэтку под условным названием «Тотем» Пикассо.
Тотем как термин, впервые употреблённый Лонгом в 1791 году, заимствован у североамериканского племени оджибва, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ. Так вот, разговаривая с продавцом, я пытался выяснить название предмета, так как считал, что это точно не тотем ведь это не изображение животного, в статуэтке больше подошло бы определение «идол», мой европейский визави почему-то соглашался со мной и вторил мне, что действительно это «идол», но что бы не оттолкнуть покупателя, он указал на этикетке «тотем». Хотя в ходе разговора я услышал от него, а какая разница, «как не назови это Пабло Пикассо и его рук дело». Он резко обратил моё внимание, на так называемые кубические формы, в том числе и на условную фигуративность скульптуры.


Так каково истинное название этой вещи и какой её контекст, ведь без контекста она может быть чем угодно…


Действительно это работа Пабло Пикассо «Маленькая фигурка» Париж, 1907 г. (отливка 12 экз. 1964 г., индивидуальная патина) Бронза, 23,5 х 5,5 х 5,5 см.


Откуда же появилась это фигурка.

Оригинальная резная фигурка из дерева была изготовлена Пикассо в 1907 году в качестве куклы для дочери Антуанетты, которая была моделью позирующей Пабло в том числе членом кружка Бато Лавуара находившейся в бывшей фабрики по производству пианино.


Париж, 1907 год, вдохновленный Андре Дереном, Пабло Пикассо посетил Этнографический музей, известный как Дворец Трокадеро. Это был первый контакт Пикассо с большим количеством африканских и океанических предметов, которые в то время художники с энтузиазмом начинали собирать. Влияние этого вида незападного искусства на Пикассо не только привело к появлению одной из его самых знаменитых работ "Авиньонские девицы" (1907), Антуанетта одна из натурщиц позирующая для этой картины. Нужно отметить, что за семь лет до этого Поль Сезанн создал своих «Купальщиц». Прорыв Пабло в работе над купальщицами оказал значительное влияние на другие средства выражения его мастерства, в которых он работал, в том числе и на скульптуру.

Пабло был очень энергичной личностью горящей и обжигающей, его образ жизни был захватывающим и одновременно губительным для тех кто его любил, страсть доводила его женщин до смерти…

Удивительно, но используя простые формы, материалы и основные рабочие инструменты, Пикассо создал серию работ, связанных с африканскими предметами, имеющими «магическую силу», одним из которых является «Маленькая фигурка». Скульптура сочетает в себе ряд влияний, распространенных в Париже в начале 20-го века в то время, когда открывались произведения из Африки и Океании, в этот же момент влияние Гогена как художника проповедующего «не загрязненную культуру» становилось все более очевидным для формирования нового взгляда в искусстве. Здесь хочется сказать, что мне не нравится Гоген, хотя наверное я его понимаю, но он мне не нравится…

И так скульптура связана с личной жизнью Пикассо, поскольку она была вырезана в качестве куклы из дерева для юной Мемени Форнеро, дочери Антуанетты, она хранила оригинальную деревянную скульптуру до начала 1960-х годов, когда с помощью Пикассо продала ее галерее по финансовым соображениям.

Три года спустя, в 1964 году, скульптура была отлита из бронзы тиражом в двенадцать экземпляров, каждая фигурка была покрыта уникальной патиной, Пикассо сохранил первый, который сейчас является частью коллекции музея его имени.

Бронза, хранящаяся в Музее Пикассо в Малаге, является первым экземпляром из двенадцати экземпляров, каждый из которых был отделан разной патиной. Один из экземпляров в моей коллекции, он во многом странный для меня, так как каким-то образом он отсылает мой взор и восприятие к динамичной фигуре «Идущий Человек» 1958г. Вотрубы. Именно полная противоположность «Маленькой фигурки» в её статики и закрытости где акцент на виде спереди и тесное соединение рук фигуры с телом, что отражает форму куска дерева, на котором она была вырезана, являются характерными чертами других скульптур африканского континента, она разительно отличается от других скульптур Пикассо. Её уникальность еще в том, что она - Маленькая фигурка - единственная работа из серии резьбы

сделанная из дерева Пикассо в 1907 году, которая была отлита, и последняя его скульптура, отлитая при жизни художника. Трансформация материала от грубого резного дерева к полированному металлу придает изделию постоянство и формальное присутствие, что позволяет увидеть в нем позднюю скульптуру Пикассо,

независимо от раннего контекста, в котором был вырезан одревесневший оригинал. Всё это удивительным образом дополняет мой взгляд как коллекционера, погружая в контекст хранящий множество смыслов. Страстный и энергичный Пикассо так любил «Маленькую фигурку» придающую ему как бы стабильную уверенность, что хранил её у себя до самой смерти, после она стала частью коллекции Музея в 1998 году благодаря пожертвованию Кристин Руис-Пикассо.


Так к чему этот ночной разговор и в чем его смысл и контекст. Посреди земной временной суеты есть вещи которые указываю мне на самое простое и возможно банальное, мир без контекста заколдован сам собой, более того человек в своей пещере смотрит на тени этого мира и начинает их толковать и интерпретировать, наделяя всё это особым смыслом и значением. К сожалению мы очень часто стоим спиной к источнику света, наш разворот и выход в этот свет где весь контекст предстаёт пред нами как простое и идеальное, в нем есть сила жизни во свете…


И как маленький постскриптум этому ночному бдению среди ночной рабочей суеты послание из святой книги и Б-жественных уст - «так да светит свет ваш пред людьми»…

Made on
Tilda