Утро и вновь разговор…
Что есть впечатление и истинный образ, что-то мимолётное или фундаментальное заставляющее всмотреться и понять…

Мне очень повезло в моей коллекции есть скульптура Генри Спенсера Мура (1898−1986). Это «Лежащая фигура женщины» (9/3) (1974). Она относится к наиболее глубокому по значению произведению пластики Мура созданных в 1970-е — начале 1980-х. Поразительная художественная цельность его произведений не имеет аналогов в истории скульптуры. Формы плавно и органично перетекают друг в друга, иногда образуя углубления и зияющие пустоты, «дыры». Однако Мур никогда не занимался проблемами чистой формы, его интересовали образы, напоминавшие природные формы: древние камни, обтесанные стихиями за много веков; горные пещеры, вымытые подземными потоками; эмбрионы в материнском чреве; человеческое тело как целостная органическая система. Как один из израильских музеев сказал по поводу этой скульптуры (у него одна из отливок «Лежащий фигуры женщины») это ещё не лежащая женщина, а «макет лежащий фигуры». Интересно этот спор возник между музеем и автором Муром. В моей коллекции третья отливка из девяти авторских отливок этой 19 см скульптуры.
Я увидел борьбу «музей vs автор», задал себе вопрос, а что для меня эта скульптура. Конечно, учитывая, что в российских музеях вообще нет произведений этого автора, однако их можно было периодически видеть на временных выставках.
Первая в стране экспозиция его скульптуры и графики состоялась в 1991 и прошла в Музее Бенуа в Петергофе, а затем в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве.

К экспозиции было подготовлено издание каталога «Генри Мур: Человеческое измерение», на русском и английском языках. В 2011 году прошла выставка «Генри Мур в Эрмитаже. Скульптура и рисунки». В 2012 года в Кремле открылась экспозиция «Генри Мур и классический канон современной скульптуры».

Всё же, возможно, стоит поделиться моим впечатлением от это прекрасного произведения коллекции. Для меня это что-то между абстракцией и чистой формой, знаю, что Генри никогда не занимался вопросом чистой формы, он смотрел в суть вещей в содержание и одно из его выдающихся произведений называется «Душа». Его всегда интересовал вопрос зарождения жизни семьи, материнства, женского образа. Его разговор не одинок он в общей дискуссии с Пикассо, Арпа, Джакометти, Бранкузи. В пластики формы предложенной художником отчетливо видны опоры ног и предплечья, с женским материнским лоно, и выделенным пространством как бы пустоты, но одновременно бездны сопричастным с пространством окружения, это особое сакральное не выразимое место души…
Сила этого лежащего женского образа в том, что он в своей форме и абстракции очень целостен и пластичен… в нем как в человеке нет лишнего всё подчинено жизни исходящий из земли и одновременно из невообразимого Божественного духа…

Мур, про идею своего последнего монументального произведения — «Мать и дитя (Капюшон)» (1982—1983) — Мур говорил: «Я не могу отбросить идею Мадонны с Младенцем <…> [Эта скульптура] может стать моей последней работой. Я хочу придать ей религиозный смысл». Большую мраморную версию этой композиции, выполненную по рабочим моделям Мура итальянскими специалистами, установили в Соборе св. Павла в Лондоне. Английский искусствовед Норберт Линтон полагает, что «углубление, в котором лежит младенец, — это и мандорла, и чрево. От младенца как бы исходит сияние, напоминающее сияние в религиозной живописи». Точно так же в лежащей женской фигуре мы видим всё что есть в идеальном образе женщины, её природную красоту, силу материнства и образ души ждущий наполнения…
Здесь хочется сразу вспомнить цитату скульптора- «Когда я намереваюсь создать скульптуру стоящего мужчины, а в итоге получается лежащая женщина, я знаю, что занимаюсь искусством».
В этот момент я очень понимаю его, ведь имея замысел и начиная его воплощать очень часто получается отличное, но в то же самое время прекрасное и сильное, где сила исходит не только от концептуального представления, но и от воли в самой деятельности и мощи раскрытия бытия.
Уверен, что подобное ощущал и Генри в своих работах говоря — «Привычка к творчеству похожа на наркотик. Конкретная одержимость меняется, но волнение и трепет остаются неизменными;
Скульптору или художнику не пристало слишком часто говорить или писать о своей работе. Это высвобождает напряжение, необходимое для работы; Дисциплина — это фундаментальный для любого творчества аспект, необходимый для того, чтобы лучше понять себя и то, чем ты занимаешься;
В любом художнике меня больше всего восхищают свидетельства внутренней борьбы… В великом искусстве этот конфликт скрыт. То, что наполнено энергией, что тревожит, не может быть идеальным;
Искусство — это непрерывная работа, не знающая деления на прошлое, настоящее и будущее".
Все эти высказывания Генри Мура показывает, его непрерывное напряжение сублимацию творческой интриги изливаемой в пластики форм где материал приобретает частичку души творца…
Мур, продолжил традицию монументальной фигуративной пластики и обогатил её новыми художественными методами формообразования. В творчестве Мура прослеживается тенденция, направленная на освоение «открытой формы»; его целью была передача взаимодействия пластической массы и пространства, как окружающего скульптуру, так и заключенного внутри неё.
Так что же есть впечатление и истинный образ — бездна души, космос самого мироздания, место выражения мысли и полноты свободы в границах формы и вечность интерпретации на грани возможного…

Осознаю, что это всего лишь очередная утренняя беседа за завтраком, о чём-то большем чем срок моей жизни…
Made on
Tilda